My Suomi

Декабрь 9, 2006

Кино: Молодые боги, Книга судеб

Filed under: кино — Наузница @ 9:49 пп
Одновременно со сборником Каурисмяки мною были приобретены еще два фильма: «Молодые боги» и «Книга судеб». Первый произвел на меня крайне удручающее впечатление, впрочем, на такое впечатление создатели, видимо, и расчитывали. Из всех описаний мне наиболее понравилась рецензия Елены Устиновой из Люмьер-Фильма, ее я и привожу. Что касается «Книги судеб», то этот фильм вообще не произвел на меня никакого впечатления, разве что появилось ощущение зря потраченного времени. Как говорится, не советую.
===================================
 Молодые боги/Hymypoika/Young Gods (2003)

Режиссер: Юкка-Пекка Сиили

Сценарий: Юкка Виено

Оператор: Йарко Т. Лайне

Музыка: Керкко Коксинен

В ролях: Рейно Нордин, Юсси Никкила, Дженни Банерджи, Эви Суппала, Йяркко Ниеми, Мерви Такатало, Вилле Кивела, Лаура Малмиваара, Вилле Виртанен

*Ловушка для соглядатаев

Хорошая всё-таки штука — приём обманутого ожидания. Не ждёшь от финского кино ничего сверхъестественного: нордическая ячейка мирового кинематографа расположилась где-то на задворках европейской синематики и развивается себе по принципу Богу — Богово, финну — финново. Братья Каурисмяки и «Неприкаянный» от Аку Лоухимиеса, отсмотренный в прошлом году в рамках фестиваля «Обнажённое кино», — вот все мои скупые познания киноизысков наших северо-западных товарищей, и вдруг… Кино, которое поражает, заставляет всмотреться, вслушаться, задуматься, простое и сложное одновременно, словом, близкое нам «другое» кино. И Финляндия становится ближе.

«Молодые боги» — дебют финского режиссёра Юкки-Пекки Сиили в большом кино. Что и говорить, старт более чем удачный. Интересно всё: от авторской идеи, по-своему переосмысленной каждым зрителем, до музыкальных сопровождений, которые как нельзя «в тему» и «под настроение». И хотя мне не удалось найти в словарях загадочное слово «hymypoika» и пришлось ограничиться размышлением над «молодыми богами» на русский манер (что-то подсказывает — финны даже в названии не пошли простым путём), картину и её создателей трудно обвинить в том, что их не поняли или неправильно поняли. Да, действительно, на первом плане молодые боги — потому что молоды, красивы и думают, что «всё дозволено». Им ничего не стоит попрать все законы морали, выбежав на улицу голышом только для того, чтобы поздравить своего друга с днём рождения — оригинальный подарок, ничего не скажешь. С невинной «обнажённой» шутки начинает потихоньку проступать начинка многослойного финского пирога, которую распробуешь только в финале, и то — не могу ручаться, что всем она придётся по вкусу: слишком специфичен этот самый вкус. И потом: кто ответит за последствия после дегустации?

Тави, Гере, Маркус и Сами — горячие финские парни. По крайней мере, они склонны так думать после просмотра любительской киносъёмки Тави, сделанной им ночью во время тусовки по поводу собственного дня рождения. До этого нам только очерчивают контуры главных персонажей и бытийно-событийный контекст, в который они вписаны: после смерти родителей Тави прошло десять лет, он стал совершеннолетним и теперь ему положено много разного добра, в том числе и приличный особняк с бассейном, воспоминаниями и параноидальными желаниями воплотить прошлое в жизнь. Друзья Тави — как и он сам, на первый взгляд, нормальные молодые люди со своими молодёжными «приколами» и шутками. Только это видимость — на самом деле, истинно лишь то, что «молодые», остальное спорно, ибо нормальность граничит с сумасшествием, люди — с богами, молодёжные приколы — с действиями параноиков — вуайеристов со стажем, а шутка (ведь в каждой шутке только доля шутки, не правда ли?) превращается в настоящий маниакальный синдром, последствия которого очевидны, но невероятны, предсказуемы, но поначалу просто не укладываются в голове. Всё меняется, когда фантазия проникает в реальность, когда идея-фикс и её воплощение завладевают уровнем бессознательного, судьба отодвигается на второй план. И даже боги становятся смертными.

Признаться, финское кино ошеломило. Как на ладони, несколько сюжетных линий, драматических коллизий, актуальных проблем, юмористических зарисовок, бытовых сценок, стеснительных и шокирующих сексуальных эпизодов переплелись в судьбах семи персонажей, точнее, в нескольких кадрах их жизней, снятых на любительскую видеоплёнку. Удивительно, что в 100 кинематографических минутах соединилось несоединимое: инициатор безумства Гере, способный изнасиловать едва знакомую девушку и изнасилованный сам; его сестра Дженни, славная блондинка, которую жестоко изнасиловал самый добродушный и безобидный «член порновидеоклуба» Сами и заплативший за это собственной жизнью; заторможенный Тави, постепенно открывающий тайну гибели своих родителей, постоянно рефлексирующий и снимающий на камеру всё, что движется; милый Маркус, влюблённый в женщину-копа Хелену и добившийся-таки взаимного чувства, несмотря на разницу в возрасте и уловки со скрытой камерой; круглая отличница Мира, одержимая идеей вступить в порновидеоклуб, а впоследствии стать порнозвездой; единственный здравомыслящий и по-настоящему живой человек в зацикленном на одном пространстве девушка Рете — поначалу она считает Гере своей судьбой и не мыслит жизни без него, а к финалу помогает Тави обрести душевный покой и растворяется с ним в лучах нордического солнца. Здесь же по-мушкетёрски брошенный девиз «один за всех и все за одного», но вместо шпаги — камера, вместо кодекса чести — нарушение всех норм и законов, вместо подвигов — позорные попытки самоутвердиться за счёт других. Сплошные антиномии.

Удивительно и то, что в несколько замысловатой форме режиссёр представил одну из самых банальных линий: хороший герой — плохой герой. Сначала развёл в разные стороны, потом стёр грань различия, перепутав праведника и кинозвезду, а в финале воздал по заслугам: Тави, может быть, нашёл своё счастье и преодолел тяжёлый барьер страшных воспоминаний. Гере же, пройдя через огонь, воду и медные трубы, остался таким же бесчувственным: нас уже не трогают его слёзы по поводу гибели одного из друзей — они не настоящие, как сам симпатичный блондин с неестественно шоколадными губами и желанием перепробовать всё и вся. Управляя страшным орудием, лишь косвенно участвуя в оргиях друзей, Тави обречён оказаться в кадре, но он сможет это пережить вместе с Рете, Маркус и Хелена тоже будут счастливы, только Гере суждено жить с грузом вины на душе — Сами уже не вернуть, да и Дженни никогда не смыть произошедшее.

На протяжении почти двух часов ты находишься в роли вуайериста, следишь за лентой любительской видеоплёнки, которая фиксирует в самых неожиданных ракурсах фрагменты не откровенного, а деликатного секса, не извращённое изнасилование, а нитку слюны, свисающую у прикованного наручниками юноши, не автокатастрофу, а безумное, заплаканное лицо на экране мобильного телефона и труп — по факту… Но ты не ужасаешься, а понимаешь: это то самое, настоящее, где-то уже виденное, мало похожее на скандальные откровения о страсти, похоти и наслаждении от короля эротического кино Тинто Брасса или на расплату за вольности и желание преступить границы дозволенного от Бертолуччи. Выход есть, но за обратный билет придётся дорого заплатить. Странное чувство, его не объяснишь в двух словах, хотя… можно и в двух, как после просмотра «Лили 4ever» шведа Лукаса Мудиссона: пустота и вопросительное многоточие в конце. Обречённость. Мы, соглядатаи, по сути, тоже обречены — ведь каждый увидит не только то, что ему хотелось бы.

Елена Устинова

0001a9p2

КНИГА СУДЕБ/Book of fate/ (2003)

Режиссер: Томми Лепола, Теро Молина.
В ролях: Марку Пелтола, Тони Халми, Микко Ноусиайнен.

*В давние времена в далеком неведомом мире существовала великая Книга Судеб. Ей подчинялась жизнь всего сущего, но жалкие смертные возжелали обрести власть над своей судьбой. Вскоре мир погрузился в пучину бед и мрака, и Книга бесследно исчезла…
0001b174
Спустя века трансильванский священник Виктор находит роковой фолиант, не ведая, что она изменит его жизнь и все его грядущие воплощения на этой Земле. На рубеже разных эпох, в Европе и на Диком Западе, в забытом прошлом и непостижимом будущем Книга мистическим образом будет вершить судьбу своих хозяев. Никому не дано выведать тайную цель бессмертной рукописи, но древнее пророчество гласит: «Только избранному суждено вернуть Книгу на круги своя, а удивительный путь его будет исполнен ошибок и опасностей»…
0001c25k
Зрелищный приключенческий фильм талантливых финских режиссеров-дебютантов Томми Лепола и Теро Молина, ставший Лучшим иностранным фильмом на Нью-Йоркском фестивале независимого кино 2003 г., гениально сочетает в себе лучшие киножанры — фильм ужасов, остросюжетный вестерн, военный экшн, шпионский боевик и научную фантастику — рассказывая пять захватывающих историй, действие которых происходит в прошлом, настоящем и будущем. Этот захватывающий фильм с изобретательными компьютерными спецэффектами подарит много сюрпризов тем, кто обожает головокружительное путешествие по эпохам и судьбам харизматичных искателей приключений.

 0001d5tb 

 

 

 

Реклама

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: