My Suomi

Декабрь 9, 2006

Кино: сборник «Фильмы Аки Каурисмяки»

Filed under: кино — Наузница @ 10:31 дп

000156761АРИЭЛЬ /ARIEL/ (1988)

В ролях: Туро Пайала, Сусанна Хаависто, Эркки Пайала

*Часть “пролетарской тетралогии” Каурисмяки. С героем фильма шахтером Таисто случается серия неудач. Сначала он теряет работу. Таисто берет все свои деньги и направляется в город. В пути его грабят, и он оказывается в городе без денег и без работы. Вскоре он встречает Ирмели — разведенную деятельную женщину, которая работает в нескольких местах, чтобы обеспечить маленького сына и выплачивать по закладной. Неспособный найти работу, Таисто пытается продать машину и встречает одного из ограбивших его парней; в потасовке Таисто удается одержать верх — и тут прибывшая полиция принимает его за виновника нападения и сажает в тюрьму. Таисто оказывается в одной камере с Микконеном (Матти Пеллонпяа — любимый актер Каурисмяки), который сидит за убийство и клянется, что невиновен; они становятся друзьями, и их беседы в камере особенно комичны. Ирмели помогает обоим приятелям совершить побег. В этом минималистском коротком фильме Каурисмяки соединяет сказку отчаяния и бедствий с сухим остроумием. У фильма тщательно рассчитанный ритм, и холодно-комические сценки Каурисмяки в конечном итоге достигают эффекта торта, брошенного в лицо при замедленной съемке. Каурисмяки обладает скрытой комической перспективой, которая обусловлена как ниспровержением им условностей кинематографа, так и его способностью к пониманию сардонической стороны человеческого существования. Черный юмор Каурисмяки, по мнению критиков, временами напоминает поэтику братьев Маркс. Мрачно-комичная атмосфера фильма подкрепляется занимательно-угрюмой манерой игры, которой Каурисмяки добивается от актеров. Национальное общество кинокритиков США: лучший фильм на иностранном языке.

000166yf2Юха/JUHA/ (1999)

Авт. сц. и реж.: Аки Каурисмяки (по одноименному роману Юхани Ахо)

В ролях: Сакари Куосманен, Кати Оутинен, Андре Вильмс, Элина Сало

*Роман Ю.Ахо (1861-1921) повествует о восточной Финляндии XVIII века. Простосердечный крестьянин Юха воспитал сиротку Марью, которая стала его женой. Но вот появляется путешествующий карельский торговец Шемейкка: он соблазняет Марью, сманивает невиданными товарами и дальними странами, подговаривает бежать вместе с ним… Каурисмяки – не первый из финских режиссеров, экранизировавших этот классический роман. В 1937 году замечательную версию снял режиссер Нюрки Тапиоваара, вскоре трагически погибший на советско-финской войне (Музей кино показал его фильм на одной из прошедших Недель финского кино). Версия Каурисмяки дальше от «буквы» романа, но не от его духа. Сохраняя суть конфликта, Аки переносит действие в современность и «отстраняет» его приемами немого кино, одновременно смешными и трогательными. Это гимн немому кино и чистому чувству под конец двадцатого века…

ПЛЫВУЩИЕ ОБЛАКА/Дрейфующие облака/Kauas pilvet karkaavat/ (1996)

В ролях: Кати Оутинен, Кари Ваананен

*Счастье обычной финской семьи под угрозой: мужа уволили из трамвайного депо, ресторан «Дубровник», где работала жена, закрылся — а ведь еще не выплачен кредит за книжную полку! Рабочая гордость не позволяет героям обратиться за пособием по безработице. Но любовь, самоуверенность и врожденная предприимчивость все перетрут. Доля счастья достанется даже повару-пьянице Лайюнену.

——

00017q4c1Я нанял убийцу/I Hired a Contract Killer/Vertrag mit meinem Killer/ (1990)

В ролях: Жан-Пьер Лео, Марджи Кларк, Кеннет Колли, Имоджен Клэр, Анжела Волш, Кирил Епштейн

*После пятнадцати лет службы, Генри Боуландера увольняют с работы. Он пытается покончить с собой, но неудачно. Остается последний способ быстро закончить жизнь — нанять убийцу для себя. Однако, внезапно жизнь для Генри обретает новые цвета, он влюбляется… Но, влюбившись и поменяв свое решение, он понимает, что отменить контракт не так-то просто..

 

 

Жизнь богемы/La Vie de Boheme/ (1992)

В ролях: Мэтти Пеллонпаа, Андре Уилмс

*В фильме «Жизнь богемы» чувство маргинальности еще больше обостряется, а иллюзии и надежда на бегство уступают место устойчивости легенды. Легенды, где Париж признан столицей мира, где еще до «бель эпок» и Пуччини персонажей богемы мифологизировали Дюма-сын и Мюрже. Здесь живут художник, поэт и композитор, поддерживая друг друга в любовных смутах. В периоды нищеты они совершенно по-русски соображают на троих, но стоит хоть чуть-чуть разжиться, как дают волю своим капризам: ездят на дорогих лошадях, пьют благородные вина, и швыряются деньгами прямо из окон.

Все это грозило бы превратиться на экране в реестр банальностей, не будь оно увидено и снято свежим человеком с окраины Европы. Только одна параллель приходит в голову — «Фавориты Луны» Иоселиани, который увидел Париж словно бы из проема тбилисского дворика. Так же и у Каурисмяки: это его личный финский Париж, для воссоздания которого не потребовалось ни дорогих реконструкций, ни стилизаций — только изобретательное зрение, хороший вкус и человечность.

В этом маргинальном Париже живут Рудольф, беженец из Албании и великий художник; Марсель, великий французский поэт; и Шано, великий ирландский композитор. Вместе они переживают бедность и поддерживают друг друга в любовных смутах. Они проявляют чудеса изобретательности в том, как раздобыть пятифранковую монету, и ухитряются заказать в ресторане форель с двумя головами, которую можно поделить по-братски. Они говорят на особом языке, смешивая уличный арго с высокопарными оборотами классицизма. Словом, это отъявленная богема, на которой пробы ставить негде.

А к финалу картины, где умирает от чахотки возлюбленная Рудольфа Мими, авторы советуют зрительницам запастись носовыми платками, ибо финал этот самый печальный и душераздирающий после «Моста Ватерлоо».

——-

00018fhc1Ленинградские ковбои едут в Америку/Leningrad Cowboys Go America/ (1989)

В ролях: Матти Пеллонпаа, Кари Ваананен, Сакке Ярвенпаа, Хейкки Кескинен, Пимме Корхонен, Сакари Куосманен

*Первый фильм знаменитой саги о «Ленинградских ковбоях» — искрометная комедия об удачах и разочарованиях одной сибирской рок группы. Местный немногословный импессарио, ошеломленный невероятным отсутствием каких-либо проблесков таланта у исполнителей, советует им попытать удачи в Америке. Ленинградские ковбои, сопровождаемые своим деспотичным менеджером по имени Владимир, летят в Нью-Йорк, пытаясь выучить английский на борту самолета. Сумасшедшие прически, темные очки и ботинки с неимоверно длинными носками помогают героям сойти за американцев. Джим Джармуш, играющий небольшую роль продавца подержанных автомобилей, продает «Ковбоям» старый кадиллак. Музыканты привязывают к крыше заполненный пивом со льдом гроб с их замерзшим в Сибири бас-гитаристом и отправлются на юг, в Мексику.

——-

Ленинградские ковбои встречают Моисея/LENINGRAD COWBOYS MEET MOSES/ (1994)

*Продолжение фильма знаменитой саги о «Ленинградских ковбоях» — искрометная комедия об удачах и разочарованиях одной сибирской рок группы.

После того как самая неудачная музыкальная группа из далекого сибирского городка приехала в Америку в поисках счастья и успеха, она потеряла своего менеджера-деспота Владимира, а ее участники начали погибать от новой напасти – текилы. Их прозябание в Мексике меняется после появления человека, который называет себя Моисеем, но который очень похож на Владимира — бывшего менеджера.

——-

Ленинградские ковбои. Тотальное балалаечное шоу/Total Balalaika Show/ (1994)

*Фильм «Total Balalaika Show» снят во время совместного концерта «Ковбоев» с ансамблем Александрова. Это немыслимое зрелище собрало 50 тысяч человек перед самой большой открытой сценой, когда-либо выстроенной в Финляндии. А в течение всего Каннского фестиваля 1994 года длился хит-парад двух музыкальных коллективов в баре «Маленький Карлтон», сопровождаясь потреблением немеренного количества пива. «Ковбои», кстати, дали свой логотип и одному из сортов пива, и серии сотовых телефонов, и еще всяким приятным мелочам жизни.

«Ленинградские ковбои» в гротескных чубастых париках (этих символах постмодернистской невинности) и полуметровых остроносых ботинках поют «Дубинушку» и «Дилайлу», обняв своих русских братьев в мундирах. А в ответ на восторги публики в очередной раз демонстрируют свой фирменно-кошмарный английский: «Сэнк ю вери мэни!» Еще бы: благодаря Каурисмяки «ковбоям» удалось прокатиться по своей прародине — Америке, заглянуть в Мексику и вернуться в сибирский колхоз. Репертуар кантри-мьюзик они обогащают лирическими напевами о полях и фермах. Заметим, что веточка стеба на древе соцреализма расцвела в творчестве Кауриясмяки задолго до появления старых песен о главном.

———

00019fwq1Девушка со спичечной фабрики/Tulitikkutehtaan tytto/ (1990)

В ролях: Кати Оутинен, Элина Сало, Эско Никкари, Веза Виерикко, Рейо Тайпале, Силу Сеппала

*Некрасивая Ирис работает на конвеере на спичечной фабрике. Все деньги она отдает матери и отчиму, и ее единственным развлечением является местная дискотека, где ее никто не приглашает танцевать. Лишь однажды она делает попытку разорвать этот порочный круг — покупает розовое платье, знакомится с мужчиной и проводит с ним ночь, но все завершается беременностью и лишь новой цепью унижений и оскорблений. После этого терпение Ирис лопается и она хладнокровно и жестоко мстит всем своим обидчикам.

*Серая как мышка, затравленная «девушка со спичечной фабрики» мстит этому миру с артистизмом и изяществом, достойным великих преступниц и магических кинодив. Не меняя затравленного выражения лица, она отправляет на тот свет маму, отчима, отца своего будущего ребенка и случайного приставалу в баре. И нет по этому поводу никаких моральных стенаний, есть лишь саркастический оскал запредельности. Это новое воплощение андерсеновской «маленькой спичечной девочки» — воплощение, полное тихого ужаса перед жизнью и вместе с тем дарящее катарсис, от которого, как утверждают знатоки, сладко затрещали бы кости Аристотеля.

*Классическая трагедия маленького человека. Современный финский вариант одной из вечных русских тем, так любимой нашими классиками. Каждый из героев живет в своем особом мире, не впуская в него даже самых близких людей, боясь порвать толстую оболочку, помочь другому и самому найти опору в ближнем. Минимум диалогов и кадры работы станков на спичечной фабрике усиливают унылое настроение всей картины. Кстати, Финляндия начала 90-х очень напоминает нашу страну в это же время.

================
Ну, и пару слов от себя. «Человек без прошлого»- по-прежнему, самый любимый мой фильм из Каурисмяки. Нежное отношение к «Девушке…», поскольку впервые я посмотрела ее несколько лет назад, даже не полностью и не знала названия, но стоило прочитать аннотацию, и я сразу поняла, о чем речь, так она мне запомнилась. «Ленинградские ковбои» дались мне с большим трудом. Собственно, не дались пока. Часть про Моисея два раза начинала смотреть, но так и не закончила. Концерт, вообще, оставила до лучших времен. Остальные фильмы… Добротно сделанные. Местами грустные, местами веселые, без особых претензий, но смотрятся легко и неторопливо.

Реклама

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: