My Suomi

Декабрь 10, 2006

Свадебные традиции

Filed under: традиции и обычаи — Наузница @ 10:12 пп
***
Интересна свадебная обрядность у финнов. У этого народа довольно долго сохранялись большие семьи, состоявшие из нескольких супружеских пар с детьми. При вступлении в брак молодая жена входила в дом мужа не хозяйкой, а всего лишь женой хозяйского сына. Она имела зависимое положение, подчинялась свекрови, жила бок о бок с другими невестками и золовками. Все основные хозяйственные и семейные вопросы решал хозяин двора. Роль женщин была второстепенной. Только жена хозяина двора имела кое-какие права. Символом ее власти являлась большая связка ключей на поясе. При жизни свекрови положение невестки всегда было зависимым. На ней лежали самые тяжелые работы. Не случайно финская поговорка гласит: «Зятя хвали редко, невестку никогда».
   

Обычно финны вступали в брак в возрасте от 20 до 30 лет. Считалось, что для того, чтобы вступить в брак, девушка должна уметь сшить мужскую рубашку, остричь овцу и т.д. Парень смастерить дровни, вскочить с земли на лошадь. Браки, как правило, заключались в пределах своей деревни и своего прихода. Строгие нормы поведения налагали свой отпечаток на общение молодежи. Юноши и девушки виделись прежде всего во время совместных работ — при уборке хлебов, трепании льна и т. д. Настоящим праздником являлось посещение церкви, где происходила, по существу, ярмарка невест: молодые люди присматривались друг к другу, а их родители приглядывали подходящую пару своим детям.
Существовали также различные развлечения и обряды, в которых молодежь принимала активное участие. На Рождество, масленицу, вознесение, Иванов день жгли костры, водили игры, танцевали. До конца прошлого века кое-где в Финляндии еще сохранился старый обычай посещения парнями девушек по ночам. Он назывался «ночные хождения» и проводился весной, когда девушки переходили спать в клети. В одних местах это происходило на пасху, в других на 1 мая (вальпургиев день). «Ночное хождение» могло быть коллективным или одиночным. С наступлением темноты компания парней шла из одного двора в другой. Подойдя к клети, они просили впустить их. В помещении вели беседу, шутили. Кто-то выступал как бы сватом — просил за того из парней, кто хотел остаться. Затем они шли дальше, оставив «сосватанного». Поведение оставшегося на ночь парня было строго регламентировано, он не мог перейти рамки дозволенного, рискуя быть исключенным из числа «ходящих». Важной фигурой в предсвадебных обрядах в начале XX века являлся сват, в роли которого выступал кто-нибудь из ближайших родственников парня.
Сватовство состояло из двух этапов: собственно сватовство, или «запрос», и обручение. Сваты выезжали торжественно, но «незаметно», в сумерки, чтобы «не сглазить» удачу. Обычно сватов приглашали сесть. Не раздеваясь, они садились за стол и вели разговоры на отвлеченные темы. И только потом начинались переговоры. Посещение сватов всегда было честью для семьи, поэтому их принимали любезно, что, однако, еще ничего не значило. Если во время переговоров девушку не приглашали в комнату, это могло означать только одно — явный отказ. Если же предложение свата встречалось положительно, то гостям предлагали раздеться. В этом случае сват выкладывал залог кольцо, деньги или иной подарок. Цель первого этапа сватанья получить лишь предварительное согласие, если, конечно, уже не было отказа. Если девушка не брала залога — это также считалось отказом. Если же брала, то это означало, что предложение будет обдумано. Чтобы забрать лежащий на столе залог, девушка смахивала его в передник или корзину, не беря в руки. Сваты же стремились, чтобы платок с залогом коснулся ее тела. Предполагалось, что после этого девушка «присохнет» к парню.

Решающим моментом сватовства являлось традиционное посещение невестой дома жениха. Обычно девушка оставалась в доме жениха на неделю, выполняя при этом какую-то работу. Например, она должна была сшить жениху штаны, починить белье и т.д. Если после посещения дома жениха девушка принимала решение выйти за него замуж, то сваты приезжали уже для проведения обручения, оно имело юридическую силу и значимость его в народе была очень велика.

Существовали разнообразные формы обручения. Невеста обычно получала от жениха подарок и дарила ему в ответ какую-либо вещь собственного изготовления. Родители невесты получали деньги как возмещение их расходов на воспитание невесты.

Обручение завершало предсвадебные обряды. За ним следовало оглашение брака в церкви. Бедные слои населения отмечали оглашение как праздник. Через несколько месяцев после этого справлялась свадьба, до проведения которой невеста по традиции проводила «сбор приданого», обходя округ с сообщением о свадьбе и получая в ответ различные подарки. Накануне свадьбы отец жениха посещал семью невесты и вручал ей башмачки, которые являлись символом подчиненного положения человека, получившего дар, и принятия его в другую семью.

Народный свадебный ритуал с его разнообразными обрядами был очень изменчив во времени и имел многочисленные местные особенности. Четко выделяется восточно-финский и западно-финский тип свадьбы. Восточно-финская свадьба сохранила много архаических черт, она проводилась как в доме жениха, так и в доме невесты. Когда невесту вводили в дом жениха, его друзья соблюдали различные меры предосторожности: дорогу от повозки до дверей устилали овчинами или несли невесту на руках.

Во время свадьбы невесте на колени сажали маленького мальчика и желали ей при этом «девять сыновей и одну дочь». После первой брачной ночи молодых шумно будили и приносили воду для умывания. Затем молодую жену облачали в одежду замужней женщины. Важнейшим ритуалом в конце свадебной церемонии была раздача невестой подарков новой родне для того, чтобы быть благожелательно принятой в новый род.

Что касается западно-финской свадьбы, то одной из ее характерных черт являлось то, что церковное венчание здесь включалось в ритуал народной свадьы, и с него начиналось торжество. Характерно было венчание на дому, оно могло проводиться как в украшенной комнате, так и во дворе в теплое время года. Еще одним внешним отличительным признаком западно-финской свадьбы была своеобразная корона на голове невесты. Являясь символом непорочности невесты, корона была заимствована из церковных обрядов и в крестьянском быту приобрела весьма отличную от церковного венца форму. Она весила иногда около восьми килограммов и прочно прикреплялась к волосам невесты. Невеста день или даже два не снимала ее. В короне приходилось даже спать, танцевать, так что невесты порой теряли сознание от усталости.

Западно-финская свадьба состояла из трех основных частей: церковного венчания, трапезы и танцев. Она имела общий состав гостей и проводилась в одном доме. Во время проведения венчания молодая пара соблюдала множество примет и обереговых действий. Праздничный обед был обильным и длился долго, два-четыре и более часов. В танцах принимали участие все участники свадьбы. Это был особый ритуал. После полонеза следовал » первый танец молодой». Молодая должна была потанцевать со всеми гостями по очереди, начиная с самых уважаемых.

Таким образом западно-финская свадьба подчеркивала более высокое социально-экономическое развитие запада страны.

http://www.svadba-online.ru/traditions/98.php

***

Брак по-фински

Невеста надевает золотую корону. После церемонии незамужние женщины завязывают невесте глаза и танцуют вокруг нее. На кого невеста наденет корону, та следующая и выйдет замуж. Потом невеста и жених держат решето, накрытое шелковым платком, а гости бросают туда деньги. В это время шафер называет имена бросающих и сколько денег они положили.

http://www.svadba-online.ru/traditions/34.php

***
НЕТОРОПЛИВЫЙ ГИМЕНЕЙ

Летом на сельских шоссе и скоростных дорогах Финляндии встречаются необычные знаки – алые сердца. Они указывают путь к местам свадебных торжеств, больше половины которых по старой традиции приходится именно на лето. Особенно часто свадьбы играют в конце июня: и день самый длинный, и праздник Святого Йоханнеса – Иванов день по-нашему – приносит дополнительные выходные.

Неподготовленные гости, попав на торжество, могут ощутить некоторое смятение при виде «молодых». Большинство финских новобрачных – вполне зрелые люди, к тому же в сопровождении доброго выводка детишек. Сейчас, например, средний возраст граждан, официально вступающих в брак, составляет 31 год для женщин и 34 для мужчин. И хотя решение о женитьбе в таком возрасте люди принимают, казалось бы, после зрелых раздумий, в стране на 24 тысячи свадеб в год приходится 13–14 тысяч разводов. Социологи разъясняют, что позднее вступление финнов в брак отчасти связано с боязнью молодых людей потерять работу. По тем же причинам они не рискуют рано обзаводиться детьми, ведь все программы помощи родителям так или иначе связаны с их трудоустройством. Многие предпочитают жить вместе, не принимая на себя обязательств перед лицом закона. Сейчас пятая часть супругов, живущих общим домашним хозяйством, пребывает в гражданском браке. А после недавних выборов институт такого брака «освящен» с самых высоких трибун: президент страны Тарья Халонен живет в гражданском браке, а ее гражданский муж внесен во все официальные биографии главы государства и учитывается дипломатическим протоколом.

Поменяло характер и само свадебное торжество. Оно превратилось в «праздник устоявшегося быта». Люди находят спутника жизни, проверяют свои чувства и совместимость в быту, потом у них появляются дети, а уж после этого они устраивают свадьбу, как бы подтверждая, что их союз удался. Поэтому свадьбы в Финляндии становятся все роскошнее, изысканнее и шумнее. Возникла целая индустрия, обеспечивающая витиеватые церемониалы, а специальные издания взахлеб описывают их, подробно останавливаясь на многотысячных суммах, затраченных на торжества.

Александр Потемкин «Там, где крутится волшебная мельница Сампо», http://www.aeroflot.ru/service.asp?ob_no=9007&d_no=9009

Летняя свадьба в Салолампи

0001eqp50001fg27

 

Типичная финская пара

0001g8ee

 

Все фото получены от Дмитрия (Дзьмитрыя) Самохвалова, aka Frantishak,  (http://www.indostan.ru/blog/76_0.html  http://otherlands.narod.ru)

—-

«Поучение невесте» из сценария, основанного на карело-финском фольклоре http://www.philol.msu.ru/rus/kaf/genhis/kalevala/scen.htm

Патьвашка:
Надо дать советы деве,
Наставления — невесте.

Кто учить девицу должен,

Умные давать наказы?

Отец невесты:

Слушай, дева, поученье,

Дочка, мудрые советы!

Что поведаю, послушай,

Что скажу, запомни крепче!

Жизнь за матушкой привольна,

В новом доме по-другому,

В этом крае чужеземном.

Новый ты прими обычай,

Старые забрось замашки,

Речи ласковые молви,

Кланяйся покорно ниже.

Мать невесты:

Деверь — что в дверях гадюка,

Словно гвоздь в углу — золовка,

Свекр все время смотрит волком,

На дворе свекровь — медведем,

Берегись ты их, девица.

Анья:

Как отправишься из дому,

Всё своё возьми с собою,

Позабудь лишь три предмета:

Сон дневной после обеда,

Ласки матери родимой,

Масло после каждой взбойки.

Анникки:

Забери с собой все вещи —

Короб снов оставь на месте…

Разложи по лавкам песни,

Радости свои — по окнам,

Венику оставь веселье,

…Полу — лень свою ребячью.

Пяйвикки:

Ложки ты считай прилежно,

Счет всегда посуда любит,

Чтоб собаки не таскали,

Птички их не уносили!

Если гость придет в жилище,

На него не злись напрасно!

Ведь всегда в хорошем доме

Про гостей запасы держат,

Мяса лишние кусочки,

Порумянее лепёшки.

Киело:

Коль сама ты пожелаешь

Побывать в гостях в деревне,

Отпросясь, иди к соседям,

С разрешения — в деревню!

У чужих в гостях бывая,

Речи там веди умело,

Не хули родного дома,

Не ругай своей свекрови.

Айно:

Бодрой будь, не будь сонливой,

Не дремли, не забывайся,

Не стремись присесть повсюду,

Не спеши прилечь у печки,

Не клонись к постели тёплой,

Не тянись к подушке мягкой.

Деверь ли вернётся с пашни,

Свёкор ли придёт с работы,

Муж из леса возвратится,

Ненаглядный твой с подсеки,

Ты подай с водою ковшик,

Принеси им полотенце,

Подойди ко всем с поклоном,

Одари любезным словом.

Лийна:

Вот еще о чем послушай,

Вот еще о чем добавлю:

Как уйдёшь теперь из дому,

Как придёшь в избу чужую,

Не забудь про мать родную,

Не печаль свою старушку.

…Кто родную мать забудет,

Опечалит дорогую,

В Маналу пусть не приходит,

В Туонелу благочестивых.

В Манале за все отплатят,

В Туони отомстят жестоко,

Тем, кто мать свою забудет,

Кто родную опечалит.

 

 

Реклама

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: