My Suomi

Ноябрь 19, 2008

Финские украшения

Filed under: традиции и обычаи — Наузница @ 6:22 дп

Как намолоть счастья на мельнице

Журнал Stop In Finland No: 8 (81)

У финнов есть выражение: «Если хочешь получить власть над человеком, назови все его имена. Если хочешь, чтобы вещь стала твоей, – постигни ее душу». Потому что они убеждены, что украшение «приходит» к своему владельцу не случайно…

В череде мгновений
000059О том, какие украшения носили финны много веков назад, мы знаем благодаря успешным археологическим раскопкам в Ингерманландии и Карелии. Наиболее интересные экспонаты датируются IX–XIV веками – до принятия финнами христианства. Но вместе с тем культура – явление целостное, ее нельзя разделять на «до» и «после». И древние божества не только подарили каждому колечку, подвеске, пряжке, браслету собственную легенду, наполнили их глубоким смыслом, но и заложили особую энергетику, переходящую из века век. Об этом говорят и специалисты компании «Калевала кору» в Финляндии, и мастера Сампо-Центра финского языка и культуры в Санкт-Петербурге – те, кто сегодня воссоздает украшения далекого прошлого.
…У «Бочонка счастья» нет ни дна, ни крышки. Философия проста: счастье нельзя положить под крышечку и получить с него проценты, как в банке. Оно пролетает через бочонок за миг – короткий, но яркий, и потому бесценный. А жизнь – не что иное как череда мгновений.
«Кольцо успеха», относящееся к культуре древних эстов, украшает длинная, навитая на пирамидку косичка. Это означает, что дорога не бывает ровной, и человек на своем пути может не раз оступиться. Но несмотря не препятствия дорога идет все выше и выше, и человек поднимается вместе с ней. Впрочем, древние финские предания приписывают «Кольцу успеха» и другой смысл: истина притягательна, но труднодостижима…

Свой – чужой
Многие украшения удивительно точно передают особенности финского характера. Например, лошадки с многочисленными ногами-колокольчиками. Принято считать, что финны очень медлительны. Да, они неторопливы, но при этом все успевают. Потому что все делают заранее и стараются никого не подводить!
А поющие лошадки, в древней мифологии символизировавшие успех? Любую работу эти труженицы выполняют, напевая, у них всегда хорошее, ровное настроение. В финно-угорских украшениях лошадка – олицетворение энергии, успешности, силы. Может быть, все началось с «солнечных» коней? В древности люди задумывались: откуда берутся солнечные лучи? И решили, что это кони вытягивают их из солнца в разные стороны.
А вот «Конь в яблоках» – представитель очень редкой породы. Он напоминает нам, что каждый человек по-своему уникален, и помогает найти индивидуальность тому, кто наденет это украшение…
Исторически финны селились обособленно друг от друга, на далеких хуторах. Даже слово «гость» имеет у них еще одно значение – «чужой». Отсюда и привычка доверять только себе и с осторожностью относится к остальному миру. Поэтому все без исключения финские украшения несут в себе элемент защиты. Чаще всего – звук. Еле слышно постукивают друг о друга ноги лошадок. Плетут свою нежную мелодию сердца-колокольчики на колечке – чтобы одно из них могло найти другое. Тихо и радостно «разговаривают» шарики на Сампо, волшебной мельнице счастья из национального эпоса «Калевала», обещая радость и благополучие. И в далеком прошлом, и сегодня звучащие украшения создают особый мир, в котором человеку комфортно и спокойно.
Такую же функцию выполняли и фибулы – самые древние украшения, найденные при раскопках. Фибулы являлись солярными знаками и имели овально-выпуклую и круглую форму. Носили эти украшения симметрично у плеч или по центру фигуры, чуть ниже шеи. Считалось, что фибулы защищают владельца от злых духов.

Бронзовое чудо
Интересно, что и материалы для изготовления украшений также выбирались «защитные» – например, бронза. Финно-угорские племена использовали этот сплав и для ювелирных работ, и в бытовых целях, и в магических, и даже в лечебных. Было замечено, что бронза, благодаря высокому содержанию меди, оказывает благотворное действие на организм: помогает приводить в норму артериальное давление, избавляет от головных болей, улучшает эмоциональное состояние.
Уход за украшениями из бронзы был несложен. Их насухо протирали сухой тканью (так как при попадании влаги на поверхности могли образовываться пятна) и начищали кусочком замши.

Дорога птиц
Финны всегда жили в единении с природой – чувствовали, понимали и одушевляли ее, уважительно относились к животному миру. Носили украшения с изображением тотемных животных (в основном волка и медведя) и приписывали себе их качества. Медведя называли Хозяином, иногда – Медовой лапой. Изображение волка часто встречается на сохранившихся мужских поясных ремнях.
Финны верили, что птицы связывают мир небесный с миром земным. По их представлениям, души умерших людей превращаются в птиц. И если птица попадала в ловушку, ее кормили и отпускали: кто знает, может быть, это душа кого-то из родственников?.. Неудивительно, что украшениям с изображением птиц придавалось особое значение. Например, «Птица мудрости» (XII век) символизировала существо, с которого начался род, «Утка», – птицу-праматерь мира (согласно финскому национальному эпосу она снесла яйцо, из которого был сотворен мир). А на подвесках того времени можно увидеть «Дорогу птиц» – так финны называли Млечный Путь…

«Все свое ношу с собой»
Касаясь темы старинных украшений, нельзя не вспомнить еще об одной черте финнов – практичности. Например, изобретение копоушек. Это украшение овальной формы с длинным, похожим на современную спичку концом. Копоушками можно было и уши чистить, и маникюр делать, и поверх одежды носить. Пластичные копоушки с петлей в верхней части и узкой лопаточкой в нижней являлись обязательным элементом древнекарельского женского костюма.
Для украшения женской одежды широко использовались и спиральки, скрученные из медной проволоки разного диаметра. Вшивались они в том числе по низу рукава, что позволяло сохранить его форму. (Данная традиция характерна как для ранних, так и для поздних этапов развития древнекарельской культуры, распространение – северо-западное побережье Ладожского озера и Юго-Восточная Финляндия.) Костюм был достаточно функционален. Фибулы и спиральки дополняла игольница, в которой хранились иголки и нитки. На специальном шнурке закреплялись ключи от дома. При этом финка выглядела очень аккуратно и – невероятно привлекательно!

Вперед, в прошлое
«Пионером» в воссоздании старинных карельских украшений стала в 1935 году финская компания «Калевала кору». В тот год Финляндия отмечала 100-летие с момента издания древних финских рун известным исследователем Элиасом Лённротом. Ювелирные изделия в национальном духе стали пользоваться спросом, особенно после того, как их приобрела первая леди Финляндии Кайса Каллио, супруга президента Кюёсти Каллио. По ее примеру украшения от «Калевала кору» стали носить многие высокопоставленные дамы.
В России украшения прибалтийско-финских предков впервые появились в Петербурге, в Сампо-Центре финского языка и культуры. Центр, основанный в 2004 году, находится в самом «финском» месте Петербурга – рядом с церковью Святой Марии. Одно из основных направлений его деятельности – возрождение древнего искусства изготовления украшений. Воссоздавать произведения искусства IX–XII веков мастерам удается благодаря тщательному изучению археологических находок, представленных в экспозициях Эрмитажа. И хотя специалисты музея отмечают удивительное сходство новых украшений с подлинниками, круг задач у Сампо-Центра гораздо шире.
– Мы с самого начала не стремились к созданию точных копий, – рассказывает руководитель Сампо-Центра Татьяна Быкова-Сойтту. – Собственно, этого бы и не получилось, так как технологии изготовления украшений шагнули далеко вперед. В процессе изучения исторических материалов, легенд, преданий и общения с археологами мы привносили в дизайн новые элементы. Одновременно – писали историю каждой вещи. Процесс изготовления достаточно долог. В работе нам очень помогает сотрудничество с доктором исторических наук, заслуженным деятелем науки Республики Карелия и Российской Федерации, заведующей сектором археологии научного центра РАН Светланой Ивановной Кочкуркиной. Благодаря ее исследовательским трудам и находкам мы учимся понимать древние финские украшения. И они открывают нам свои имена.
Кстати
• Среди финно-угорских женских украшений известны браслеты с подвижными звенящими колечками по центру пластины браслета. Четыре из них найдены в Новгороде в слоях XII–первой трети XIII века. Но особенно много их оказалось в погребениях восточного и южного побережий Чудского озера. В юго-восточной части северной Руси, в областях, контактных с финно-угорскими землями, встречается другая разновидность браслетов – с ушками по краям для крепления колечек. Финно-угорские женщины носили и перстни с бубенчиками. Подобные украшения-амулеты на открытой руке женщины должны были оградить своим звоном хозяйку от злых духов и недобрых чар.
• Наивысшего расцвета декоративно-прикладное искусство, в частности изготовление украшений, достигло в Карелии в эпоху «крестовых походов» шведских рыцарей в западную Финляндии. Именно в этот период появились лучшие образцы древне-финской орнаментики, отличающиеся разнообразием и оригинальностью форм, что свидетельствует о самостоятельности и высоком уровне культуры. Ярчайший пример – овально-выпуклые фибулы, а также большие серебряные фибулы в форме подковы.
Благодарим Сампо-Центр финского языка и культуры (Санкт-Петербург) за предоставленную информацию. 

 Светлана Аксенова
20.10.2008

Фото с сайта http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st042.shtml

Реклама

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: