My Suomi

Март 19, 2009

Древняя финская религия

Filed under: мифология — Наузница @ 4:20 дп

   Финны стали христианами довольно рано. Первое христианское влияние они получили с востока, из православного мира. Об этом свидетельствуют некоторые старославянские заимствования, связанные с христианством, например паппи (поп), ристи (крест) и т. д. Официально Финляндия стала христианской страной уже в начале 2-ого тысячелетия. Финны были католиками, но одновременно долго сохраняли свои старые верования и обычаи.
    Еще в 1551 году Микаэл Агрикола, в введении своего перевода части Библии на финский язык, довольно последовательно мог описать финских богов. Это говорит о том, что финны в это время хорошо знали древнюю национальную религию. Агрикола был противником “язычества”, но из его описания финского “язычества” мы много узнаем о том каким оно было. Финляндия приняла лютеранскую реформацию и финны стали лютеранами. Это, наверное, одна из причин того, что в Финляндии плохо сохранились “языческие” обычаи. При католицизме богослужения проводились на латыни. Библии на финском языке не было. Лютеране проводили богослужения на понятном для финнов родном языке.
    Членство в лютеранской церкви было обязательной нормой. Во время независимости Финляндии лютеранская церковь стала государственной. Это значит, что церковь выполняет некоторые функции государства, например перепись населения (членов церкви) и право собирать налоги у ее членов. Сейчас членами лютеранской церкви являются около 85 % жителей Финляндии.
    Древняя финская религия в целом не сохранилась. Ее сложно реконструировать. Но в семейных традициях сохранились некоторые “языческие” элементы. В Финляндии есть люди, которые считают себя финскими “язычниками”. У них есть общество, но многие считают, что у них мало общего с подлинной финской религией, такой, какой она была на самом деле.
    Мы все-таки кое-что знаем о финской религии. Она, естественно, была связана с тем, что было важно для жизни древних финнов. Важными были божества, связанные с лесом и охотой, с водой и рыболовством. Тапио (Tapio) и Хииси (Hiisi) значили лес и бог леса. Финны верили, что Тапио часто посещает людей, ночующих у костра. Тапио сейчас мужское имя. Нюркес (Nyrckes) и Хиттавайнен (Hittavainen) давали людям дичь. О том, как важны были шкурки белок для древних финнов, свидетельствует то, что финское слово raha (деньги) первоначально значит “шкурка белки”. Финские матери связаны с Хиттавайненом: hitto, hittolainen, hitsi. Ахти (Аhti)— божество воды. Сколько рыбак поймает рыбы зависит от него. В народных песнях Ахти часто употребляется как имя человека или владельца какого-то региона или имущества. По сей день Ахти употребляется в Финляндии как мужское имя. Веден Эмя (Veden Ema) (Мать воды) — женское божество воды. Оно часто встречается в фольклоре южных карелов. Вяйнямеинен (Vainamoinen / Ainemoinen), возможно, тоже первоначально божество воды. Слово vaina значит пролив или река. Употребляется в фольклоре как вариант слов, обозначающих различные места воды. В финском национальном эпосе главный герой Вяйнямейнен. Популярное финское мужское имя Вяйно (Vaino).
   Финны были не только охотниками и рыбаками, но и фермерами. У самых важных растений, которые выращивали, были свои божества. Ронготэус (Rongoteus) был божеством ржи. В 16-ом веке Ронготэус использовался как фамилия. Виронканнос (Vironkannos), наверное, божество овса, но в фольклоре он встречается тоже как бог наряду с самым главным богом Укко в небе. Пеллонпекко (Pellonpekko) — божество ячменя и пива. Экряс (Akras) — божество многих овощей, например гороха и капусты. Он делал землю плодородной. Кюннос (Kynnos) значит весеннее поле после пахоты. 25 мая был день гадания, люди хотели узнать каким в этом году будет урожай. Кекри (Kekri) большой праздник осенью, обычно 1 ноября. Тогда в хлеве кушали специальный суп для счастья скота. После этого уже скот не пускали пастись. Снова их пускали только весной, обычно 1 мая.
    Главный бог был Укко (Ukko). Это персонификация грозы. По-фински гроза ukkonen, буквально маленький Укко. Финны так уважали грозу, что иногда пользовались эффемизмами вместо слова “гроза”. Когда Укко едет по каменной дороге в небе, будет гроза. Это воображение общее у многих народов. Охотники просили у него защиту. Просили его защитить скот. Также при заболеваниях просили его лечить, когда было много потери крови, просили его остановить кровь. Финны знали и бога грозы своих соседей — балтов. Перкеле (Perkele) сейчас название дьявола, но этимологически связано с названием бога грозы балтийских и славянских народов (например, в литовском языке Перкунас и русском Перун). Рауни (Rauni) — женское божество, возможно жена Укко. Ее дерево — рябина. Она была святым деревом. До сих пор во дворе часто растут рябины. Когда была гроза, Укко и Рауни ругались… Илмаринен (Ilmarinen) в фольклоре кузнец, который сделал небо и чудесный аппарат Сампо (о том, что такое Сампо до сих пор не знаем точно).
    Кроме богов были еще другие существа. Рахко (Rahko) в фольклоре северной Финляндии вор, которому свет луны мешал в его работе. Поэтому он брал ведро со смолой и веником, и поднимался на луну по лестнице, чтобы красить ее. Рахко было также название болезни и злого домового. Капеет (Kapeet) было существо, которое во время лунного затмения съело луну… Тонтту (Tonttu) был домовым или банником. Это шведское заимствование (tomte). У него был серый костюм и красная шапка. Сегодня tonttu связан с Рождеством. Они помощники Joulupukki (Деда Мороза). Вообще, в самом важном празднике года, Рождестве Христове 24-26 декабря сохранилось очень много “языческих” элементов. Сыновья Калевалы (Kalevanpojat) были необычайно сильными существами, великанами. Объясняют, что как будто они делали высокие горы или другие заметные места природы. Турсас (Tursas) был водным чудовищем или силой воды во время шторма… Иногда некоторые необыкновенные места в природе, звезды или луну почитали как божества.
    Лиеккио (Liekkio) бог подземного мира или дух мертвых. Иногда так называли мертвого ребенка. Он был тоже страшным существом, которое пугало людей в лесу всякими странными звуками. Кратти (Kratti) — кричащее существо, которое лежало на кладе в земле или на сундуке. Слово связано со шведским словом skratt (смех). Финны при “язычестве” приносили еду и напитки для мертвых на могилы. Сейчас такой традиции вообще нет. Могилу принято украшать только цветами.
    В Финляндии дохристианская религия не сохранилась. Из финно-угорских народов свою религию сохранили марийцы, удмурты и ханты. Эрзяне смогли довольно хорошо реконструировать свою древнюю религию. В Европе существует мнение, что если народ принимает христианство, выживает, но народ, который не принимает ее, исчезает. У представителей маленьких финно-угорских народов есть и противоположное мнение, что если они сохраняют свою религию, выживают.
   

ЭСА-ЮССИ САЛМИНЕН.
ФИНЛЯНДИЯ.

http://beznen-yul.narod.ru/arhiv/2005/5san/finrelig.htm

Реклама

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: